Нина МАЗУР / МОНОЛОГ ПО ПОВОДУ

МОНОЛОГ ПО ПОВОДУ 1

«Сказки о попе и работнике его Балде», поставленной в рамках

фестиваля ОNLiFE режиссером Русланом Кутлыевым

в исполнении актеров Театра мимики и жеста.

С детства мы помним четкую мораль пушкинской сказки: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Жадным быть стыдно, скупым быть плохо, и наказание за это последует.

Вот ходит поп по базару поискать кой-какого товару… Именно поискать, ибо платить за него он не собирается. Взял что понравилось, в корзинку положил, а вместо платы перекрестил продавца,- да и будет с того. И как такому скупердяю устоять против предложения Балды, — ведь даровой работник сам напрашивается. Мужик здоровенный, есть согласен одну полбу, работать будет за семерых. Правда, есть одна неувязочка: вместо платы хочет дать попу три щелчка по лбу.   

Права, ох права попадья, — щелчки-то, они разные бывают…

Надо дать Балде задачу невыполнимую, — пусть оброк у чертей возьмет. Задолжали…

Вот тут и вопрос: а какие такие деловые отношения у попа могут быть с нечистой силой?

Да полно, он и не поп вовсе, — говорят создатели спектакля, — старый-то черт с попом – на одно лицо. Естественно, — ведь один и тот же актер их играет: Сергей Родин. Дальше – больше: и чертенок не кто иной как попадья (актриса Алена Молоснова). Словом, никакой между ними разницы. Как говорится, сам черт не разберет.

И все норовят простого человека обидеть, обмануть. Но не тут-то было: не прост Балда, хитер да умен. Соревноваться с ним, — сам черт ногу сломит. Вот притащил от чертей мешок с оброком. Кто его знает, что там, в том мешке – уж не погибель ли?

Пришлось попу лоб Балде подставлять. Один щелчок, второй, а после третьего, глядишь, и взгляд помягчел, и жену нежно за руку взял, — неужто человеческое в нем проснулось?  Уж не душу ли, нечистой силе проданную, вернули черти в мешке?..

Вот и выходит: не зря Балда, — Андрей Савушкин, на былинного героя похожий, — по базару ходил; не случайно на попа набрел, — послан был силами Добра, чтобы душу человеческую от алчности освободить и на место вернуть.

Тут и сказке конец.

А то, что Пушкин ее почти 200 лет назад написал, — так с тех пор мало что изменилось…

МОНОЛОГ ПО ПОВОДУ 2

постановки «Моцарт и Сальери» по А. Пушкину

(Театр Мимики и Жеста и театр «Недослов» в рамках Onlife iDEA Fest)

«Я слушал и заслушивался…». Наверно, эти слова точно выражают ощущения от «маленькой» великой трагедии. Не владея языком жестов, я вслушивалась в «закадровый» голос Владимира Рахова, точно и тонко озвучивавший блистательные по музыке и глубине мысли пушкинские строфы. Два композитора: гениальный творец и добросовестный труженик… Дуэль? Нет, конечно. Дуэль предусматривает участие двоих, а здесь один из них даже не предполагает ничего подобного, — Моцарт доверчив, трогательно дружелюбен и беспечен; пусть даже таинственный незнакомец в черном, заказавший Реквием и не пришедший за ним, слегка омрачает эту беспечность.

Но все же дуэль есть: она внутри Сальери.

Что такое гений? Ошибка бога? Или высокий дар? Если первое, то ошибку следует устранить. А если второе… тем более.

Думаешь: зачем Пушкину понадобилось обвинить Сальери в смерти Моцарта? Ведь он не мог не знать, что этому нет ни малейших доказательств.  Не потому ли, что поэт чувствовал, как окружают его «свободы, гения и славы палачи», и понимал, чем это кончится? Завистники… Предусмотреть ход их мыслей, предвидеть их действия Пушкин не умел, — ведь «гений и злодейство – две вещи несовместные». Но можно хотя бы попытаться смоделировать ситуацию, — вдруг это спасет в реальности…

Режиссер Руслан Кутлыев, кажется, ощутил это пушкинское стояние «у бездны на краю», и избрал для постановки ненавязчивую форму литературного театра с деликатными вкраплениями метафор (рояль, «разъятый как труп», или игра с вином, когда Сальери, кажется, не слишком заботится об остатках яда на дне собственного бокала). И мы самозабвенно наблюдаем, как бережно вникают в пушкинские смыслы талантливые Сергей Родин (Сальери) и Алексей Сапожников (Моцарт).

You may also like...

Թողնել պատասխան

Ձեր էլ-փոստի հասցեն չի հրապարակվելու։